Экологический праздник 1 класс «Мы и природа»
«Не то, что мните вы, природа;
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык»
Ф. Тютчев
Цели: воспитывать у учащихся любовь к природе, к родине, учить охранять природу;
развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, интерес к изучению природы.
Оборудование:
картинки «правила поведения в лесу,
рисунок пришельца,
гербарий
растений, коллекция бабочек, Красная книга».
Ход праздника:
1. Беседа
учителя:
В невеселой гамме наших сегодняшних переживаний все
явственнее просматривается тревога
экологическая (наука, изучающая взаимоотношения организма с окружающей средой). Счастлив тот, кто живет в
каком-нибудь чудом сохранившемся уголке, где
чистый воздух и вода, где небо голубое, а трава зеленая. Но тревога добралась и
сюда. Да, в природе есть душа, и как всякая душа она радуется, печалится,
страдает, если ей причинена боль.
Предстоящее десятилетие объявлено Юнеско 10-летием образования в области
окружающей среды. Опасность существует, но надежда во спасение - умирает последней.
Нужно действовать. Так как загрязнено все. воздух, воды, почвы, то это губительно отражается на растениях, животных, на здоровье
человека. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого человека. По
решению ООН ежегодно 5 июня отмечается
международный день охраны окружающей среды. С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране воздуха, животных,
растений. Природа в опасности! человек
наносит ей большие и малые раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах.
Пришелец: Здравствуйте,
ребята, я к вам прилетел из далекой планеты ЭКО-5. я обращаюсь к вам с мольбой.
Когда-то и наша планета была такой же цветущей, но сейчас она представляет
собой опустошенную территорию. Кругом пески, камни, нет ни одной живой души. Лишь под землей созданы лаборатории по
разведению животных и растений. Только там
- жизнь! Прошу, услышьте крик о помощи своей матери. Помогите ей!
1 ученик Итак,
люди с давних пор строят города, вырубают леса, - исчезает источник кислорода. Строят фабрики, завод, где нет очистных
сооружений, либо они работают на плохом
уровне - дым, пыль попадают в воздух и загрязняют его. В реки и озера попадают
сточные воды с различными вредными веществами.
2 ученик В
озера поступают нитраты и фосфаты. Они являются удобрениями -бурное развитие
растительности. Вследствие чрезмерного накопления органики ухудшается кислородный режим, прозрачность воды, и озеро
постепенно умирает.
3 ученик Загрязнение рек и
озер происходит за счет применяемых ядохимикатов,
промышленных сточных вод. Загрязняются ртутью, свинцом. Наносится вред флоре и фауне
рек и озер.
4 ученик Не очень редко
человек восстанавливает жизнь вод. С помощью специальных машин вводят кислород.
Создают заповедные зоны. Здесь запрещают ловить рыбу,
нельзя использовать воду для орошений, пользоваться моторными лодками, охранная зона 200-300 м. Заповедники: Тебердинский, Жувтинас,
Кроноцкий, Мурундинский.
2. Работа с
правилами поведения.
-Что обозначает рисунок на каждой картинке?
Учитель: Итак, сокращается численность лесов, страдают
растения, животные, люди. Но растениям и животным становится туго и по другой
причине: люди часто рвут охапками растения,
уничтожают животных ради мяса, меха, ради развлечения. Очень много видов растений и животных стали редкими,
вымирающими, а некоторые исчезли с лица
земли. И вот международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1996 году
учредил Красную книгу. Она хранится в Швейцарии.
Как вы думаете, почему она названа Красной книгой?
Однако в эту книгу нельзя внести все редкие виды и все
страны стали создавать свои собственные книги. В 1974 была создана Красная
книга в нашей стране.
5 ученик Охраняется
Красной книгой
столько редких животных и птиц,
чтобы выжил простор многоликий.
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни
нагрянуть не смели,
Чтоб души не
стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняют даже цветы.
6
ученик Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай
поют без слов.
Я знаю все, о чем
поют
Щегол и репелов.
Поет на ветке
соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда
разорять не смей,
Не трогай птичьих
гнезд!
7
ученик Ты в наши гнезда не смотри,
Не
становись на них.
Яичек теплых не
бери,
Зачем тебе они?
Через неделю или
две
Зайди, послушай в
сад,
Птенцы в
молоденькой листве
Тихонечко пищат.
Правила поведения
в лесу:
-
не разжигать
костры;
-
не топтать траву;
-
нельзя шуметь;
-
нельзя трогать
птенцов, яйца птиц.
Итог: Прекрасен мир живой природы, а люди часть его. Нам
надо сообща беречь, умножать
великий мир! Без него нет поэзии, нет искусства, а, значит, и человека!
8
ученик Берегите землю. Берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
9
ученик Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите
землю, берегите.
10 ученик Берегите эту землю. Эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
11 ученик Давай
пройдемся медленно по лугу,
И «здравствуй»
скажем каждому цветку,
Я должен над
цветами наклониться.
Не для того,
чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- 3. Выступление
энтомолога Протасова Л. Г.
12 ученик «Лесная аптека»
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
- Как следует собирать лекарственное сырье?
- Почему нельзя уносить из леса лесную подстилку?
- Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
- Почему не в каждом лесу растут лишайники?
- Какое растение можно использовать как бинт?
- Какая охота разрешена в лесу в любое время года?
- Почему в лесу в весеннее время года нельзя шуметь?
4. Подведение итогов:
Ребята, вам
понравился праздник? Что возьмете с этого мероприятия в жизнь?