И.Н.Коломыйцова
учитель начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ №1
Вопросы преемственности дошкольного и
начального школьного образования
Дошкольное
и начальное образование – единый развивающий мир. Ещё в 70-е годы прошлого
столетия выдающийся детский психолог Б.Б.Эльконин указывал на внутреннюю
общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного
возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить
общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном
пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Исторически постановка данной проблемы совпала с моментом введения в детский
сад систематического обучения в форме занятий. А то, что в настоящее время
детские сады переименованы в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) можно
считать практической реализацией и свидетельством безоговорочного принятия
тезиса, что именно обучение ведёт за собой развитие.
Основная
цель дошкольного возраста – всестороннее развитие ребёнка в соответствии с
возрастными возможностями и спецификой детства. Такое развитие обеспечивает
общую (личностную, интеллектуальную, физическую) и специальную готовность
перехода к школьному обучению. Результаты преемственности в развитии личности
ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, повышение эффективности
образования во многом определяются тем, насколько ребёнок в дошкольном возрасте
подготовлен к школьному обучению и может плавно, безболезненно, без негативных
последствий для психики войти в школьную жизнь.
В
соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Воронежской
области №11 от 20.01.1998 г. «О порядке организаций занятий, консультаций с
детьми не воспитывающихся в дошкольных учреждениях в нашей школе были
организованы занятия с будущими первоклассниками. Программа разработана на
основе региональной программы «Первые шаги» под редакцией кандидата
педагогических наук Горьковой Л.Г. и рассчитана на подготовку детей в течение
одного учебного года. Программа позволяет:
-
обеспечивать непрерывность и преемственность дошкольного и школьного
образования;
-
развивать любознательность как основу познавательной активности;
-
формировать у ребёнка способность использовать полученные знания, умения и
навыки в различных видах своей познавательной деятельности;
-
адаптировать детей к обучению в школе.
В
содержание программы входят такие образовательные области, как филология,
математика, естествознание, искусство и технология, валеология, культура
общения.
Я
бы хотела остановиться на такой области, как математика. «Математика –
гимнастика ума», - сказал А.В.Суворов. Именно на уроках математики, я считаю
даже в период работы с дошкольниками, закладываются основы развития образного,
логического, вариативного мышления, - ребёнок учится анализировать, сравнивать,
обобщать, рассуждать.
Приведу
некоторые примеры логических упражнений, заданий развивающего характера,
которые я применяю на занятиях с будущими первоклассниками. В начале я провела
несколько тестов для оценки наглядно-образного мышления.
Тест
1. «Лишний предмет».
На
каждой карточке по 4 предмета. Всего 8 карточек. Ребёнок определяет лишний
предмет. Каким, одним словом можно назвать оставшиеся 3 предмета? Например:
яблоко, груша, цветок, вишня. (Лишнее - цветок, остальное – фрукты). Психологи
утверждают, что если ребёнок 5-6 лет правильно находит лишний предмет и
называет обобщающее слово минимум в 4 карточках – это хороший уровень мышления.
Тест
2. «Нелепицы».
На
листе бумаги изображена картинка, где изображены разные нелепицы. Ребёнку нужно
за 2 минуты отметить всё, что нарисовано неправильно. Он должен объяснить,
почему это не так и как должно быть на самом деле. Если ребёнок обнаружит 8
нелепиц из 15 – это хороший результат наглядно-образного мышления.
Далее
на подготовительных занятиях с детьми я проводила упражнения на развитие
мыслительных операций.
1.Игра
«Найди лишнее слово».
Объясни,
почему оно «лишнее»:
-
час, минута, лето, секунда;
-
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
-
яблоко, слива, огурец, груша.
2.Игра
«Назови слова…»
Ребёнок
должен назвать как можно больше слов, обозначающих понятие.
-
назови слова, обозначающие зверей;
-
назови слова, обозначающие наземный транспорт.
3.
Игра «Как можно это использовать».
Например,
я называю слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот
предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку,
указку, балку в строительстве, градусник для куклы… и т. д.
4.Игра
«Наоборот»
Я
буду говорить слово, ты тоже говори, только наоборот. Например: большой –
маленький, худой - … , тяжёлый - … и т. д.
5.Игра
«Найди пару».
Ребёнку
даётся задание: из одинаковых предметов найди пару каждому.
Игра
«Назови правильно».
Нужно
взять первые буквы названий предметов, изображённых на рисунках и записать в
клеточки. Например, нарисованы картинки -
дверь, ель, нож, индюк, собака. Нужно записать имя мальчика
Д |
Е |
Н |
И |
С |
Не надо забывать, что загадки - это первые логические упражнения, доступные
дошкольникам. После отгадывания загадки задача учителя – добиться
обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни».
Это заставляет ребёнка ещё раз выделить все признаки и различия предметов и
явлений, указанные в загадке, и сопоставить их в отгадке.
В
нашей кухне целый год
Дед
Мороз в шкафу живёт
(холодильник)
Хвостиком
виляет в воде,
Зубаста,
а не лает
(щука)
Такая
работа с детьми развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть
в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.
Опыт
работы нашей школы говорит о значимости и необходимости предшкольной подготовки
для детей не посещающих ДОУ. Мы выявляем особенности работы с этими детьми,
направив образовательный процесс не столько на желаемую родителями
интеллектуализацию и приобретение школьных навыков, сколько на решение
общеразвивающих задач, на гармоничное развитие ребёнка.