Тема «А. Жигулин «Родина»;
Упражнения в распозновании падежей имён существительных ед. числа
(интегрированный урок русского языка и литературного чтения 4 класс)
ЦЕЛИ: развивать навык выразительного чтения, умение
работать с текстом; умение работать над
художественными средствами стихотворения, развивать речь учащихся;
орфографическую зоркость; навык каллиграфического письма; умение распознавать
падежи и склонение существительных в ед. числе, воспитывать чувство
патриотизма; гордости за свою Родину, любви к родным местам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать падежи и
склонение существительных в ед. числе; применять полученные знания при
выполнении нестандартных заданий; анализировать содержание стихотворений,
выделять в них художественно-выразительные средства изобразительности,
высказывать свои чувства, эмоции; научатся
оценивать свою деятельность на уроке и деятельность товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация показа слайдов,
карточки со словами.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Д/з. (запись на доске и в дневник ученикам)
№ 238, стих-ние Жигулина * найти стихи о родине других поэтов и выучить ,
определить склонение и падежимён существительных.
2. Словарно-орфографическая работа.
Есть слова
родные, дорогие. Кто-то скажет: мама, папа, друг.. Но есть слова самые дорогие
и важные, о них мы узнаем. Если разгадаем кроссворд.
1) наш народ
по национальности;
2)
населённый пункт, где есть заводы и
фабрики;
3) сообщество
людей, говорящих на 1 языке;
4)Москва,это
наша что…
5) Ю. А.
Гагарин проложил дорогу в космос. Кто он
был по профессии
6) белые
сапожки, зелёные серёжки
-Какое слово получилось по вертикали? (Правильно, Родина)
Сегодня
мы будем на уроке говорить о родине. Познакомимся со стихотворением А.
Жигулина, а также будем упражняться в определении падежей и склонении
существительных в ед. числе.
-Давайте
прочитаем другие слова, будьте внимательны-здесь спряталось 7 слово на
тему родина.(родина, Отечество, Москва, красная площадь , Отчизна, фамилия)
-Какое это
слово? Что такое Россия?
-Внимание,
задание выберите по своим силам:
1 –Спиши
слова в алфавитном порядке(Красная площадь, Москва, Отечество, Отчизна, родина,
Россия, фамилия)
2- *напиши
слова, , вставляя пропущенные буквы с
предлогами в П. п. , Д. п. или Р. П.
2. Чистописание.
Р р ) Дать
характеристику звука)
Нет в мире
краше Родины нашей.
3. Работа по теме урока.
А) знакомство с биографией поэта.
А. В. Жигулин
- поэт.Родился 1 января 1930 г. в селе Подгорной Воронежской области. Окончил
ВЛТИ. В 1949 был необоснованно арестован, отбывал срок на Колыме ( Иркутская
область) В 1954 г. был досрочно освобождён и реабелитирован. У него более 30
сборников стихов о Родине, Воронеже, любви. Лауреат Пушкинской премии 1996г, В
Воронеже есть улица, взрослая библиотека, названная его именем. 6 августа
2000г. он умер. Сегодня мы познакомимся
с одним его стихотворением.
Выставка книг.
-Сейчас
посмотрите на выставку книг А.
Жигулина, я надеюся, что вы пойдёте в библиотеку и прочитаете эти книги и книги
других авторов о родине.
Б) Работа над стихотворением.
Чтение
учителем стихотворения.
- .Какие
чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?
Чтение
сильными учащимися.
- Какие
чувства испытывает поэт? (нежность, любовь к Родине)
- Как поэту
удаётся подчеркнуть, что он любит
Родину?
-Объясните,
как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? (утешение и исцеление)
- Что
является для автора главным?( любовь к родному краю)
-Как можно озаглавить это стихотворение.
- А сейчас мы
будем работать над художественными средствами, которые помогли поэту раскрыть
свою любовь к родине.Найдём синонимы и антонимы.
-Подберите
синоним к слову трепетный(дрожащий)
- Найдите в
тексте слова-антонимы( обиды и прощения)
В) Прочитайте
выразительно стихотворение.
Минутка релаксации
4. Закрепление темы урока.
А)- упражнения в определении падежей
списать 1
четверостишие, определить у существительных в единственном числе склонение, падеж -1вариант;
2 вариант 2 четверостишие.
( 1вариант:
родина 1 скон., Р. П. , в блеске -2 склон, П. П., без памяти 3 склон, Р. П. );
( 2 вариант: у рощи 1 склон, Р. П., в дали 3 склон, П. П., над колокольней 1
склон, Т. П., со звездой 1 склон, Т. П.)
*задание Найди слова в тексте, подходящие к схемам
1.(просёлки, перелески) 2. (белоствольной)
Б)-разобрать слово Родина, как часть речи ( родина-сущ., (что?), н.
ф. родина, ж. р., 1 склонение, в И, п., единст. числа, является главным членом
предлож.,)
В) подбери однокоренные слова к слову
родина (родной, родственник, родимый)
Г) Творческая работа.
-Напиши
несколько предложений о Родине. А может кто-то напишет стихи.(проверка)
5. Подведение итога.
- В
стихотворени какого поэта, творчество которого мы изучали, раскрывается безграничная любовь к Родине?
- Что вы
можете сказать о нём?
- Назовите
склонения имени существительного?
- Как определить
падежи существительного?
Оценки за урок.
6. Рефлексия.
Оцените свою
работу на уроке.
Спасибо за
урок.
*задание Найди слова в тексте,
подходящие к схемам
(белоствольной)
Б)-разобрать слово Родина, как часть речи ( родина-сущ., (что?), н.
ф. родина, ж. р., 1 склонение, в И, п., единст. числа, является главным членом
предлож.,)
В) подбери однокоренные слова к слову
родина (родной, родственник, родимый)
Г) Творческая работа.
-Напиши
несколько предложений о Родине. А может кто-то напишет стихи.(проверка)
5. Подведение итога.
- В
стихотворени какого поэта, творчество которого мы изучали, раскрывается безграничная любовь к Родине?
- Что вы
можете сказать о нём?
- Назовите
склонения имени существительного?
- Как определить
падежи существительного?
Оценки за урок.
6. Рефлексия.
Оцените свою
работу на уроке.
Спасибо за
урок.
|