Предмет: русский
язык
Тема. Перенос
слов с двойными согласными.
2
класс УМК « Школа России». Автор: Т.Г. Рамзаева.
Технологии: использованы программы Microsoft PowerPoint
Цели:
формировать умение слышать и обозначать на
письме долгие согласные звуки буквами, переносить данные слова ;
учить правильно,
обозначать двойной согласный на письме ;
развивать орфографическую зоркость, речь,
творческое мышление;
пополнить словарный запас учащихся ;
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
1.Орг
. момент
Учитель:
Итак, урок русского
языка. А эпиграфом к нашему
уроку будет русская народная пословица "Грамоте учиться - всегда пригодится”.
- Как вы понимаете смысл
этой пословицы? (Ответы детей)
2.Минутка чистописания.
Я
тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
нн жж кк мм сс рр лл ее бб
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
- Жужелица – хищный жук. (показ
иллюстрации жука)
-
Какое сочетание «лишнее»?
- Пропишите буквосочетания в
алфавитном порядке.
- Прочитайте скороговорку,
пропишите ее, подчеркните двойные согласные в словах.
3. Лингвистическое
задание. (хлопки если
услышат двойную согласную)
- На слух определите слова с
двойными согласными.
Элла, Нона, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.
Вспомним правила
написания при письме:
Дети моделируют четыре правила для переноса
(из каждой группы по одному ученику).
Я буду диктовать слова с
разными правилами. Каждый ряд со своим помощником "собирает” слова, исходя из
определенных правил
А мы должны наблюдать,
размышлять,замечать, делать выводы.
4.. Словарная работа
1 группа: "Проверяйка” собирает
слова с правилом "Буквы ъ, ь, й не отделяются от
предшествующих букв”.
2 группа: "Вспоминайка” -
"Слова, состоящие из одного слога, не переносятся”.
3 группа: "Словознайка”
- "Слова переносятся по слогам”.
4 группа: "Узнавайка” -
"На строке не оставляется одна буква, даже если она обозначает слог”.
Слова для диктовки: Сварить, чайник, Яна, зайцы, ёжик, петух,
край, учительница, мороз, вдруг, мост, коньки, май, лисица.
Проверка письма.
«Проверяйка» - чайник, зайцы, учительница. Коньки.
«Вспоминайка» –край, вдруг, мост, май.
«Словознайка»- сварить, петух, мороз, лисица.
«Узнавайка» - Яна, ёжик.
Проверка письма.
- В группах устно по
одному слову данные слова разделят для переноса, обозначают ударения,
поочередно по каждой группе один ученик выполняет на доске, остальные в
тетрадях
Чай/ник , рост, за/бор,
ёжик.
5. Постановка учебной задачи.
Поиграем в игру "Назови
одним словом”.
- День недели после пятницы (суббота).
- Игра на льду на
коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
- Результат сложения
(сумма).
- Место, где продают
билеты (касса).
- Искусственный водоём
(бассейн)
Итак, что общего в этих
угаданных словах?
6. Решение учебной задачи.
Ответы учеников (все
слова с двойными согласными).
- Значит, сегодня мы
будем повторять правила написания слов с двойными согласными.
- Какой вывод можно
сделать, когда мы пишем слова с двойными согласными?
Вывод:
Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится
долго.
Работа в тетрадях (эти
слова переписываются в тетрадь).
- Разделите записанные
слова на слоги. Мы записали слова, но у некоторых они не уместились на одной
строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными. Посмотрите
внимательно, как можно разделить слова для переноса и сделайте вывод.
Суб-бота, кас-са,
хок-кей, бас-сейн, сумм-ма.
- Давайте в группах
попробуем сами вынести правило:
ВЫВОД:- При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на
строке, а другую переносят (шос-се).
Cлайд 22
1.
Прочитайте правило
самостоятельно из книги
2.
Прочитать хором.
3.
Рассказать в парах,
группах.
А сейчас устно разделим
угаданные слова на слоги для переноса суб-бо-та, хок-кей, кас-са, сум-ма,
бас-сейн.
Слайд 23-32
7. Физминутка
8. Слуховой диктант.
Слуховой диктант. В
каких словах есть двойные согласные? Запишите слова.
Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
Не придет на школьный бал.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
9. Работа с учебником.
Упражнение 215.
Вспомните изученные
правила переноса.
Переносите так: у
доски 1 ученик (а остальные пишут в тетрадях):
мас-са, шос-се, класс
Продолжить
самостоятельно – упражнение 218:
рас-каз, груп-па,
ко-мис-сия, хок-кей
Проверка и самооценка.
10 . Закрепление
изученного материала
А). Работа по карточкам. Выберите задание по
своим силам
1.
Составьте
предложение, используя словосочетания:
Вирусный
грипп, гриппозное состояние, грипповал целую неделю.
(Разделите
слово с двойной согласной для переноса.)
2.
Составьте
рассказ, используя слова с двойными согласными. Кому трудно, может работать с
подсказками.
Наш класс.
Я учусь во втором ….
У нас дружный ….. Мы проводим интересные …. В ….. наш ….. ходит в ….. Я люблю
играть со своими друзьями в ….
(Слова- подсказки: коллектив, бассейн, теннис, класс,
утренник, суббота, хоккей.)
Б). Самостоятельная работа.
ТЕСТ.
Найди слова с ошибкой:
1. класс, шоссе,
телеграма
2. субота, хоккей, группа.
В каком ряду во всех
словах пишется двойная согласная буква:
1. хо… ей, шо… е,
ра…каз;
2. дли…а,дли…ый, весе…ий;
3. Ко… ектив, прожу…ать,
кра…ый.
В каком ряду, верно,
выполнен перенос слов:
1. рас-свет, с-сора,
грам-м;
2. От-тепель, осен-ний,
Ал-ла;
3. От-тянуть, ван-на,
а-ллея.
Дополни предложения словами с двойными
согласными, подходящими по смыслу:
1. Сестра принесла
____________ .
2. _______ ребят идет на экскурсию в парк.
3. В городском парке много тенистых ______.
4. Ученики писали ______
об экскурсии.
11. Итог:
- Какую задачу ставили на уроке?
-
Чему мы учились на уроке?
-
Как нужно переносить слова с двойными согласными?
- Вы считаете, что научились, но вам
нужна ещё помощь.
-
Вы считаете, что было трудно на уроке.
12. Домашнее задание:
- по учебнику – 220;
- на перенос, на
творческое применение усвоенного – 222;
- на свободное
творчество по теме "Перенос слов с двойными согласными”.
А закончить урок я хочу
словами:
Учите русский годы к
ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.
|