ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Прекрасная
пора детства! Когда ребёнок впервые переступает
порог школы, он попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много
неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах
деятельности. Формирование высоконравственного, творчески активного,
компетентного гражданина – одна из главных задач, провозглашённых Федеральным
гос
ударственным образовательным стандартом начального общего образования.
Его реализация диктует необходимость развития познавательных интересов,
способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения
ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
-игровая
деятельность;
-создание
положительных эмоциональных ситуаций;
-работа в
парах;
-проблемное
обучение.
Доска и мел –
наши главные инструменты, но хочется чего-то большего. На помощь пришёл компьютер. «Для достижения
успеха в XXI в. уже
недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима
некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее
получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим
успешную карьеру». [2]
Я считаю, что за последние 10 лет произошло
коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных
технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных
технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в
ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и, в
соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности
учащихся начального звена.
Уроки с
использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики младших
классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их
обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала,
вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции,
воображение. Здесь приходят на помощь яркость и занимательность компьютерных
слайдов, анимации.
Применение
ИКТ:
-расширяет
возможность самостоятельной деятельности учащихся;
-формирует
навык исследовательской деятельности;
-обеспечивает
доступ учащихся к различным справочным системам, электронным библиотекам,
другим информационным ресурсам;
-развивает
мышление школьников.
Дидактический
материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми
у меня на уроках являются: фотографии (репродукции) электронной энциклопедии
«Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по
определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.
Уроки с
использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому
учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствуют более прочному
усвоению новых знаний у детей и вызвали у меня огромное желание создавать и
применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов. Осознанность
чтения я проверяю при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов. На
уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из
сложнейших тем – задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты,
дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче. Самыми
любимыми уроками стали для нас уроки закрепления пройденного материала. Здесь
открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходили у нас и в
форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр.
Следующий
этап работы по использованию ИКТ – работа с портфолио. Эту работу мы начали с 1
класса. Сейчас, к началу 4 класса, они представляют собой папки с накопленным и
рассортированным хозяином-учеником материалом. В конце года ребята проведут
презентацию своего портфолио. Современные информационные технологии использую и
в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по темам исследовательских
работ 3-4 классов в научном обществе учащихся школы «Эрудит», и подготовка
презентаций.
При
разработке урока с использованием ИКТ я уделяю особое внимание здоровью
школьников. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы,
зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.
Уроки с
использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в
значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Использование
информационных технологий на уроках в начальной школе я думаю, даёт возможность проявить себя любому из
учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с
математическими способностями чаще работают по изготовлению программных
продуктов – презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают работу по составлению
кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные,
глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные
интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на
практике. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе:
-повышает
качество знаний;
-продвигает
ребёнка в общем развитии;
-помогает
преодолеть трудности;
-вносит
радость в жизнь ребёнка.
Литература
1.
Бачурина Л. А., Кремер О. Б., Ярчикова Н.В. Начальная
школа: ИКТ и стандарты второго поколения.-Воронеж, изд-во
им.Е.А.Болхвитинова,2011.
2. Ефимов
В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном
образовании школьников// Начальная
школа. - 2009.-№2
3. Завьялова
О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших
школьников// Начальная школа.// 2008. №11
4.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в
учебный процесс// Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33.
5. Смолкина
Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в
образовательном пространстве. //Начальная школа.
– 2007.- №2
|