Здоровьесберегающие технологии на уроках в
начальной школе.
Здоровье – бесценное
достояние не только каждого человека, но и всего общества. А.В. Сухомлинский отмечал, что забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы.
Я считаю, что в последнее время очевиднее
становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Многочисленные исследования последних лет показывают, что
около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в
состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается
в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с
3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями
осанки – с 1,9 до 16,8 %.
Я думаю, что
сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач
современности. И порой учитель для этого может сделать гораздо больше, чем
врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в которой дети находятся
значительное время, нередко создает для них психологические трудности.
Специфика современного учебного процесса обусловлена как
продолжительностью учебного дня и
обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом,
способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью
ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. [2: с. 35]
Цель
современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить
за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью
технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как
совокупность приемов и методов
организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья
школьников. [3: с. 12]
Основой
здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов,
как:
1.
Учет возрастно-половых особенностей.
2.
Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических
особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
3.
Структурирование урока на части в
зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.
4.
Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и
расширения функциональных возможностей организма учащихся. [1: с. 15]
Я считаю,
что устранить утомление можно, если оптимизировать физическую,
умственную и эмоциональную активность. К
средствам двигательной направленности относятся: физические упражнения, физкультминутки,
эмоциональные разрядки и «минутки покоя», пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, тренинги, подвижные дидактические игры,
динамические паузы.
Традиционным стало проведение в нашей школе утренней зарядки. Каждый день под
музыку по школьному радио мы слышим и
проводим с детьми комплекс утренней
гимнастики. Зарядка способствует созданию хорошего настроения, мобилизует силы на рабочий день, вырабатывает
привычку к порядку. Я регулярно провожу часы здоровья, спортивные игры.
Приведу
примеры физкультминуток, используемых мною на уроках.
Гимнастика
для глаз:
- найди глазами две одинаковые пирамидки;
сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.;
сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего
колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков;
- представь вращающийся перед вами обод
велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением
этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Упражнения
для мышц рук:
-Мы
капусту рубим-рубим,
Мы
капусту солим-солим,
Мы
капусту трём-трём,
Мы
капусту жмём-жмём.
- «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну
а теперь мы от Земли
Отталкиваем
тучки»
В
целях повышения интереса учащихся к физической культуре, спорту и здоровому
образу жизни в нашей школе созданы
специализированные хоккейные классы. В этих классах увеличено количество
часов для занятий физической культурой, которые проводят специалисты-тренеры.
Дети с удовольствием посещают каждый день Ледовый Дворец, ездят на дружеские
встречи с другими хоккейными командами.
Я
считаю, что если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять свое здоровье, если личным
примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае
можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только
личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Список
литературы:
1.Сухарев
А.Г., Цыренова Н.М. Технология, способствующая укреплению здоровья детей в
современной школе: Методическое пособие. – М.: МИОО, 2004
2.
Клокова Т.И. Дневник здоровья. Часть 1 Система мониторингов здоровья в
образовательной среде школы. Методические рекомендации. М.: МИОО, 2010
3.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.
«ВАКО» 2004
|