Cайт учителя начальных классов 
Коломыйцовой Ирины Николаевны
Пятница, 03.05.2024, 02:45

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

И.Н.Коломыйцова

учитель начальных классов

МКОУ Бобровская СОШ №1

 

Вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования

 

                                                                                     

            Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Б.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Исторически постановка данной проблемы совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. А то, что в настоящее время детские сады переименованы в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) можно считать практической реализацией и свидетельством безоговорочного принятия тезиса, что именно обучение ведёт за собой развитие.

            Основная цель дошкольного возраста – всестороннее развитие ребёнка в соответствии с возрастными возможностями и спецификой детства. Такое развитие обеспечивает общую (личностную, интеллектуальную, физическую) и специальную готовность перехода к школьному обучению. Результаты преемственности в развитии личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, повышение эффективности образования во многом определяются тем, насколько ребёнок в дошкольном возрасте подготовлен к школьному обучению и может плавно, безболезненно, без негативных последствий для психики войти в школьную жизнь.

            В соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Воронежской области №11 от 20.01.1998 г. «О порядке организаций занятий, консультаций с детьми не воспитывающихся в дошкольных учреждениях в нашей школе были организованы занятия с будущими первоклассниками. Программа разработана на основе региональной программы «Первые шаги» под редакцией кандидата педагогических наук Горьковой Л.Г. и рассчитана на подготовку детей в течение одного учебного года. Программа позволяет: 

            - обеспечивать непрерывность и преемственность дошкольного и школьного образования;

            - развивать любознательность как основу познавательной активности;

            - формировать у ребёнка способность использовать полученные знания, умения и навыки в различных видах своей познавательной деятельности;

            - адаптировать детей к обучению в школе.

            В содержание программы входят такие образовательные области, как филология, математика, естествознание, искусство и технология, валеология, культура общения.

            Я бы хотела остановиться на такой области, как математика. «Математика – гимнастика ума», - сказал А.В.Суворов. Именно на уроках математики, я считаю даже в период работы с дошкольниками, закладываются основы развития образного, логического, вариативного мышления, - ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать.

            Приведу некоторые примеры логических упражнений, заданий развивающего характера, которые я применяю на занятиях с будущими первоклассниками. В начале я провела несколько тестов для оценки наглядно-образного мышления.

            Тест 1. «Лишний предмет».

            На каждой карточке по 4 предмета. Всего 8 карточек. Ребёнок определяет лишний предмет. Каким, одним словом можно назвать оставшиеся 3 предмета? Например: яблоко, груша, цветок, вишня. (Лишнее - цветок, остальное – фрукты). Психологи утверждают, что если ребёнок 5-6 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово минимум в 4 карточках – это хороший уровень мышления.

            Тест 2. «Нелепицы».

            На листе бумаги изображена картинка, где изображены разные нелепицы. Ребёнку нужно за 2 минуты отметить всё, что нарисовано неправильно. Он должен объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле. Если ребёнок обнаружит 8 нелепиц из 15 – это хороший результат наглядно-образного мышления.

            Далее на подготовительных занятиях с детьми я проводила упражнения на развитие мыслительных операций.

            1.Игра «Найди лишнее слово».

            Объясни, почему оно «лишнее»:

            - час, минута, лето, секунда;

            - старый, дряхлый, маленький, ветхий;

            - яблоко, слива, огурец, груша.

            2.Игра «Назови слова…»

            Ребёнок должен назвать как можно больше слов, обозначающих понятие.

            - назови слова, обозначающие зверей;

            - назови слова, обозначающие наземный транспорт.

            3. Игра «Как можно это использовать».

            Например, я называю слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы… и т. д.

            4.Игра «Наоборот»

            Я буду говорить слово, ты тоже говори, только наоборот. Например: большой – маленький, худой - … , тяжёлый - … и т. д.

            5.Игра «Найди пару».

            Ребёнку даётся задание: из одинаковых предметов найди пару каждому.

            Игра «Назови правильно».

            Нужно взять первые буквы названий предметов, изображённых на рисунках и записать в клеточки. Например, нарисованы картинки - дверь, ель, нож, индюк, собака. Нужно записать имя мальчика

Д

Е

Н

И

С

         Не надо забывать, что загадки  - это первые логические упражнения, доступные дошкольникам. После отгадывания загадки задача учителя – добиться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни». Это заставляет ребёнка ещё раз выделить все признаки и различия предметов и явлений, указанные в загадке, и сопоставить их в отгадке.

            В нашей кухне целый год

            Дед Мороз в шкафу живёт

                                               (холодильник)

            Хвостиком виляет в воде,

            Зубаста, а не лает

                                               (щука)

            Такая работа с детьми развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.

            Опыт работы нашей школы говорит о значимости и необходимости предшкольной подготовки для детей не посещающих ДОУ. Мы выявляем особенности работы с этими детьми, направив образовательный процесс не столько на желаемую родителями интеллектуализацию и приобретение школьных навыков, сколько на решение общеразвивающих задач, на гармоничное развитие ребёнка.

 

Форма входа

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz