Cайт учителя начальных классов 
Коломыйцовой Ирины Николаевны
Четверг, 02.05.2024, 20:39

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Исследовательская работа младших школьников. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Исследовательская работа младших школьников.

 

                                                                 

            В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти  к идеологии развития, на основе личностно- ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

 Я считаю, что именно в начальной школе должен закладываться  этот фундамент  знаний, умений и навыков активной, творческой деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

1. Выбор темы.

2. Постановка цели и задач.

3. Гипотеза исследования.

4. Организация исследования.

5. Подготовка к защите.

6. Защита проекта.

 Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской работы, видеть возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Учитель  должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Я считаю, что одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление их к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, то   вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

       Исследовательская  деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю – дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать дополнительную литературу по предметам, увлекательные произведения литературы. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет живое общение с друзьями и даже реальный мир. В своей работе я  стараюсь направить деятельность учеников в нужное  и полезное для них русло. Ребята ведут себя по -  разному : кто-то сам ищет с усердием информацию в библиотеке, другие прибегают к помощи родителей, а есть и такие, которые пассивно выжидают. Я стараюсь и таких детей увлечь, например,  прошу их сама о помощи. Готовый материал  мы вместе оформляем или дети это задание выполняют с родителями. Ребёнок затем выступает на классном часе или на уроке.

       С первого класса я начинаю привлекать своих учеников в мини- исследованиям. Например, тема работы «Мой город». Изучали историю возникновения города Боброва, улиц, знакомились с растительным и животным миром лесов.

 Во втором классе темой нашей работы стало исследование «Первоцветы  Воронежской области». Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом- определителем растений, проведя наблюдения во время экскурсии в парк, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение определённого времени.

1. Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у  знакомых, использовать Интернет.

2. Сделать рисунок или фотографию.

3. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств растений.

4. «Экологическая листовка». Написать письмо от имени растения людям с просьбой о помощи и советами.

       Исследовательские проекты мы создаём и  во внеклассной работе. Приведу пример. В нашей школе в 2010 году было создано научное общество учащихся. Секция учеников 3 класса, которой руковожу я, имеет своё название, девиз и эмблему. Целью работы является - создание условий для творческой самореализации учащихся, формирование личности, которая владеет навыками научно- исследовательской  и экспериментальной деятельности. Перед работой

мы  наметили  план  изысканий, определили цели, задачи,  ход и методы работы.

Учащиеся работали над темами исследований: «Изучение транспортного загрязнения окружающей среды» и «Использование древесных и декоративно- цветущих растений в благоустройстве парка». Дети  вели подсчёт количества  транспорта  за 1 час утром и вечером по улицам города в течение 3 дней, нашли фотографии старого парка, обратились к архивным материалам районной газеты, откуда узнали историю  создания зоны отдыха горожан. Учащиеся   сделали вывод - каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная химическими веществами. Выбрасываемые в воздух выхлопные газы плохо влияют на здоровье человека. Предложили мероприятия  по снижению выбросов и токсичности выхлопных газов, а также  рекомендации по озеленению парковой зоны.

     Самому ребёнку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка. Поэтому мы вместе с детьми подготовили текст доклада для выступления и средства наглядного сопровождения.

     Результат  работы оказался просто замечательным. На школьной конференции «Юные исследователи» наши творческие проекты заняли 1 и 2 места.  Почти все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотек, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и  осветить поставленный перед ними вопрос. В. Сухомлинский писал: «Знания становятся желанным достоянием маленького человека, когда он – средство достижения творческих, трудовых целей». Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе.

      

Форма входа

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz