Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:
В. Драгунский «Друг детства».
Цели: познакомить с творчеством В. Драгунского;
познакомить с рассказом «Друг детства»;
формирование умения работы с текстом;
развитие навыков правильного грамотного выразительного чтения, речи,
мышления;
развитие навыков работы со словарём;
воспитывать доброту, чуткость, показать ценность и необходимость дружбы.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся сопереживать
чувствам других людей;
сотрудничать
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, сравнивать поступки
героев литературного произведения со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев; слушать собеседника и
вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и
излагать своё мнение;
овладеют способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоят
способы решения проблем творческого и поискового характера;
Оборудование:
1. Учебник
литературное чтение 3 класс
2.Карточки
для синквейна.
3. Карточки с
трафаретом цветка для рефлексии.
4. Плакат «Лесная
поляна»
5. Словарь
русского языка С. И. Ожегова / Под
редакцией Н. Ю. Шведовой , М. «Русский
язык, 1987 г.
Ход урока.
I. Орг момент.
Доброе утро, ребята! Мы проведём
любимый урок литературы. Надеюсь,
все будут внимательными слушателями и активными участниками.
Давайте начнём его с игры.
Я прошу всех встать. Повторяем
движения и слова за мной:
Здесь собрались все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
II. Актуализация знаний.
(Включаю отрывок из мультфильма «Кот Леопольд)
-Как
вы думаете, почему я включила именно
этот отрывок в наш урок?
-Давайте
спрогнозируем тему урока.(
сделаем предположение о чём будет речь)
-Что значит слово «друг»?
Посмотрите, я на урок принесла
толковый словарь С. Ожегова. Здесь собрано 57000 слов и дано толкование
значения каждого слова. Давайте
обратимся к нему и посмотрим, что обозначает слово «друг»,
« дружба»
« Друг-тот, кто связан с кем-нибудь дружбой»
«Дружба - близкие отношения, основанные
на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
- Ребята, а кого можно назвать другом? Кто
для тебя является другом?
Ответы детей:
-Девочка или мальчик, с которыми можно
посекретничать;
Мама, которая поможет в трудную минуту;
Книга, которую ты читаешь и тебе с ней
интересно.
-Почему кот Леопольд говорит слова «Давайте
жить дружно»
III. Изучение нового материала.
1.
Изучение творчества В. Драгунского.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Драгунского «Друг детства»,
будем учиться читать, говорить, выделять
главное, общаться друг с другом.
Виктор Драгунский написал много рассказов для детей, своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые
вошли в сборник «Денискины рассказы" Посмотрите на выставку книг, я
рекомендую вам сходить в библиотеку и прочитать книги В. Драгунского. Вы будете
смеяться и огорчаться, будете переживать вместе с героями, а это и есть
главное, для чего писатель создаёт книги.
2. Словарная работа.
-При чтении данного рассказа нам встретятся
незнакомые слова. Кто может их объяснить?
Утиль- старые вещи
Груша-
…. Какое значение может иметь это слово?
(фрукт, спортивный снаряд) Подобные слова, которые имеют несколько
лексических значений, называются омонимами. Они украшают нашу речь, делают её
более выразительной.
Астроном -
специалист по астрономии, науке о
небесных телах.
3. Чтение рассказа.
4. Рефлексия чувств, вызванных рассказом.
Вам понравился рассказ? А теперь вспомним
лето. Перед вами поляна, она без цветов. Я вам предлагаю, чтобы на цветочной
поляне расцвели цветы ваших чувств, которые возникли после чтения
рассказа. У вас есть цветы на столах, а на доске ключик, который поможет справиться с заданием.
1.
ГРУСТИ- синий
2. РАДОСТИ-жёлтый
3.
ОБИДЫ- красный
4. СТЫДА.-белый
Какое чувство у тебя выразил этот рассказ? Синий цветочек,
а почему у тебя возникло это чувство?
Какая красивая поляна чувств получилась у нас, прямо хочется
петь. Давайте отдохнём
IV.
Физкультминутка
Мир похож на цветной луг
Если рядом с тобой друг
Друга взять не забудь в путь
Другом верным всегда будь.
V. Продолжение
изучения нового материала.
1. А
теперь, ребята, поучимся работать с текстом.
- О чём мальчик
попросил своего отца и почему?
2. Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и прочитайте: Что вспомнил
мальчик, когда мама вместо боксёрской
груши предложила мишку?
3. Исследовательская
работа.
А теперь проведём исследование «Как детские
воспоминания повлияли на планы мальчика»
Подчеркните глаголы, рассказывающие о том, как
относился Дениска к своей игрушке?
В
каком времени употреблены глаголы? Почему?
Найдите предложение, передающее чувства
мальчика к мишке.
Какие слова помогают нам понять его чувства? Как вы думаете, почему мальчик никогда не станет
боксёром?
Чему
нас учит этот рассказ?
Нужно быть самому верным другом: никогда не
предавать, не обманывать. Но всё, же в поисках, в работе и в мечте, не
забывайте вы о дружбе и добре.
4.
Составление синквейна.
А
теперь попробуем поработать в паре, поучимся
выражать главную мысль
текста в
нескольких словах, составим синквейн «Друг детства».
Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5
строк, имеющее своеобразное
строение.
·
Первая строка — тема синквейна. 1 существительное в начальной
форме.
·
Вторая строка - характерные признаки
предмета(2 прилагательных)
·
Третья строка - характерные действия предмета(3
глагола)
·
Четвертая строка — что думает автор ( фраза
из четырёх слов )
·
Пятая строка — 1 слово. Синоним слову данной
темы
·
·
(Примерный
синквейн)
·
Друг
·
Плюшевый,
забавный
·
Слушает,
радует, утешает
·
Он в
беде не бросит.
·
дружок
VI. Итог урока.
Трогательное отношение
к игрушкам- друзьям детства сохраняют не только писатели, но и художники:
Таня Гладкова в своей картине «Друг детства», Эмилия Миллер передала
трогательное отношение девочки к своей кукле и кошке, а как деревенская девочка крепко держит свою
тряпичную куклу.
Чему
вы научились на уроке?
VII. Домашнее задание.
Посмотрите на компьютер, это ваше домашнее
задание, такое же у вас на столах, выберите задание, которое вам больше всего
нравится
.
*-прочитать и
пересказать рассказ Драгунского
**- найти
рассказы о дружбе
*** -составить
рассказ о своём друге и создать
«синквейн»
VIII. Рефлексия.
Спасибо за урок. Я вам всем ставлю отлично и
дарю солнышко.
Давайте
закончим наш урок словами кота
Леопольда. «Давайте жить дружно!»
|