Cайт учителя начальных классов 
Коломыйцовой Ирины Николаевны
Пятница, 17.05.2024, 10:45

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

окружающий мир и русский язык 2 класс

Тема:  Растения весной. Первоцветы.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цели : дать представление об изменениях в жизни  растений весной; рассказать о разнообразии растений, о необходимости охраны растительного мира, развивать умение точного употребления име­ни прилагательных в устной и письменной речи, форми­ровать навыки правописания родовых окончаний имен при­лагательных; расширять знания учащихся об окружающей действительности, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, воспитывать трудолюбие.

 

Оборудование:  таблицы, рисунки, плакаты, пьеса

   П. Чайковского «Подснежники» из цикла «Времена года»             

Ход урока:

1. Организационный момент.

беседа

-   Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы повторим все изученные орфограммы, будем работать над распознаванием рода имен прилагательных, развивать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, одновременно на уроке мы поговорим о первых весенних растениях Воронежской области, о необходимости их защищать. В помощь на урок возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

 

2.  Работа по теме  урока.

-              Посмотрите за окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

(День: ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, тоскливый, печальный или прекрасный, солнечный, золотой, светлый, радостный.)

-          Да, на дворе чудесная пора. А какое это время года? (весна)

-          Правильно, это весна, одно из самых прекрасных времен года. Время, когда вся природа оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утро года».

 

 .Рассказы  учеников.

Первый ученик. Еще вчера мела метель,

А нынче звонкая капель

Веселой трелью раздается

И как-то сразу в этот час

Все изменилось вокруг нас

И солнце радостно смеется!

Второй ученик.    Как только весна делает свои первые шаги, следом за

ней бегут её первые друзья. А кто они, вы узнаете

послушав стихотворение Д. Попова.

 

Третий ученик.    Весна! В подснежниках полянка

Сверкает рябью голубой.

Как будто скатерть самобранка

С зеленой шелковой каймой.

-      Да, это один из первых цветков весны - подснежник.

Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно, проверьте осанку. Зарисуем друзей весны - цветы.

  а) Чистописание                                               Работа в тетради

Фотоглаз - запомни и напиши красиво.

(написаны на картоне 2 предложения отдельно)

Улыбнулось из-за тучки весеннее солнышко. На полянках расцвелинежные подснежники.

б) Грамматические задания

 

На полянках расцвели нежные подснежники.

 


( основная группа,                                                 сильные уч-ся )

 

Подснежник                                                                      весенний              весна     веснянка

                                                                                                Подбери родственные слова


 

-   Что это за часть речи?

С помощью какой части речи показано своеобразие цветка. ( нежный - имя прилагательное)

 4.  Обобщение знаний о прилагательном. Схема.

                  ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1.  Обозначает признак предмета; какой?, какая?, какое?, какие?.

2.                 Имеет связь с именем существительным.

3.                 Имеет синонимы и антонимы.

4.                 Изменяется по числам и родам.

м. р. - какой? - ой, - ый, - ий.

ж. р. - какая? - ая, - яя.

ср. р.- какое? - ое, - ее.

 

            

а)            - Что такое имя прилагательное?

Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

               С какой частью речи связано?

Как изменяется имя прилагательное?

Как определить число и род прилагательного?

 

б)            - А теперь, я представляю вам игру «Определи число, род.»

  ед.ч., муж. род              ед. ч., жен. род                        мн. число                    мн. число

свежий воздух, удивительная красота, русские леса, шустрые воробьи,

ед.ч., ср. род       ед.ч., муж:, род                ед. ч., жен. род

ясное небо, первый цветок, белоствольная береза.

 

Как определить число и род прилагательного?

 

Физкультминутка. Проводится под музыку П. И. Чайковского

«Апрель» из цикла «Времена года».

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Наши белые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

 

               (дети имитируют движения цветков)

 

-          Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?

-          А какой сейчас идет месяц?

в)  АПРЕЛЬ                   полный      частичный     фонетический разбор

     ( 2 человека у доски, проверка.)

Апрель - месяц последнего снега. Именно в апреле на проталинах появляются и зацветают первоцветы. Сегодня мы поговорим о первоцветах Воронежской области.

(Выставка рисунков)

-      А что такое первоцветы? Это первые цветы, которые появляются после
холодной зимы, когда еще не растаял снег.

 

 

                                                                             ПЕРВОЦВЕТ   (сложносокращенное слово)

-          Да, правильно, ребята, первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают сил на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, а они спят и готовятся к новой весне.

-          Итак, внимание, сейчас вы увидите и услышите название некоторых первоцветов.

Второй урок - продолжение.

Задание. Выписать из текста, записанного на доске, словосочетания

(прилагательное + имя существительное), определи число и род.

 

Пробудились в…сенние цветочки. На проталинке по.. .вились желтые головки мать - и - мачехи. Подн…лась с з…мли и расцв…ла нежная медуница. Тянутся к солнцу ее мохнатые ст…бельки. Цв…тут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медяницы.

 (ученик у доски, проверка с помощью часов, элемент взаимопомощи.)

-              О каких первоцветах вы узнали? Назовите имена прилагательные.

-              С какой частью речи они связаны? Какова роль имен прилагательных в нашей речи?

 

5. Рассказ учителя о первоцветах.

а) за сладкий медовый вкус сока растение назвали медуницей. Еще ее

называют нежная, пахучая.

-              выделите в тексте окончание: нежная медуница.

б)           - а вы знаете, есть цветок, который цветет без листьев (мать-и-мачеха)
Листья у этого цветка снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают,
ласкают, словно руки мамы, а сверху блестящие и холодные, словно руки
злой мачехи.

 

Пушистые, мягкие листья

в)            Растут весной ярко-голубые звездочки на лесных полянках и перелесках. Поэтому и назвали растение - перелеска.

г)            Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветы. Поэтому и назвали это растение ветреницей. Ох и умная эта ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождём, как цветки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками весеннему ветерку.

 

             Ед. ч., муж, род

Белый   цветок

д)    Хохлатка маленькое растеньице с чудесными сиреневатыми цветами собранными в густую кисть. Присмотришься - у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. Отсюда и название хохлатка.

е)    Древняя легенда рассказывает о подснежнике:

Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, шел большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшее время. Яркое солнце заметило цветок и открыло дорогу весне. Отсюда и символ подснежника - надежда.

 

            Ед. ч.,ср. род

Яркое    солнце    

- И так, посмотрите еще раз на имена прилагательные в этом упражнении. Вывод - окончания имен прилагательных.

 

Физкультминутка (Проводит ученик ( Рисунок бабочки))

Весной бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покрутилась,

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

                   Зарядка для глаз.

-   И так, скажите пожалуйста, о каких первоцветах вы узнали?

Ученик

Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в садах и в парках цветут разнообразные растения. Цветы украшают нашу жизнь.

 

 6. ИТОГ:

Многие растения - первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она названа потому, что красный цвет -сигнал - опасности.

Стоит ли губить растение, из - за нескольких дней красоты? Недаром говорится: Поймал я бабочку - она погибла, сорвал я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту.


Четвертый ученик: Дерево, цветок. Трава и птица

Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Ребята, а можно ли срывать красивые полевые цветы, для того, чтобы

сделать букет?

 


А можно ли не смотря под ноги, идя, вытаптывать маленькие растения?


Вывод:  Находясь в природе, мы должны быть добрыми, не срывать, не мять цветы, траву. Букеты составлять из цветов, выращенных человеком.

 

Пятый ученик.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

 

СПИСЫВАНИЕ

 

Я люблю свой родной край. Наступила весна. Золотое солнце льет на прозябшую землю теплые лучи. Оно разбудило первый цветок. Вылез он на свет божий и улыбнулся...

Задание (Устно) Кто продолжит?

7.Домашнее задание. Напишите несколько предложений о том, что могло произойти далее.

 

Шестой ученик.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Седьмой ученик.

Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

На солнце и траву.

 

8.  Итог: Итак, ребята, что вы взяли с урока?

Что у вас вызвало затруднение?

Что понравилось?

9. Рефлексия

Оцените свою работу.

СПАСИБО ВАМ ЗА ТРУД.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (04.01.2013)
Просмотров: 2784 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz